Выражение причинно-следственной связи в
ранних высказываниях русскоязычных детей о явлениях физического
мира
DOI:10.30842/alp230657371723872
Галкина Е. В. Выражение
причинно-следственной связи в ранних высказываниях русскоязычных
детей о явлениях физического мира. Acta Linguistica
Petropolitana. 2021. 17(2): 38–72.
В данной работе рассматриваются речевые способы выражения
причинно-следственной связи в высказываниях детей раннего возраста
о физических объектах и явлениях природы. Исходя из представлений
[Сергиенко и др. 2009] о существовании отдельных путей понимания
физической каузальности для объяснения поведения вещей и
психической каузальности для объяснения поведения других живых
существ, исследование проводилось с целью проследить закономерности
освоения вербализации отдельных видов причинности на самых ранних
этапах языкового развития. Высказывания с рассматриваемой
семантикой появляются на стадии однословных фраз, первоначально
представляют собой «описание» взаимодействия ребенка с объектами
ближнего окружения и отражают понимание того, что состояние и
свойства физических объектов изменяются вследствие внешнего
воздействия, а также сами могут выступать в роли модифицирующего
фактора.
Ключевые слова
детская речь, ранний возраст, каузальность,
русский язык, когнитивная модель физического мира
Литература
Апресян 1995
Ю. Д. Апресян. Избранные труды. Т. I.
Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Языки
русской культуры, 1995.
Баттерворт, Харрис 2000
Д. Баттерворт, М. Харрис. Принципы
психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000.
Беличова-Кржижкова 1985
Х. Беличова-Кржижкова. Система
причинных отношений между предложениями в русском и чешском языках
// Т. В. Булыгина, А. Е. Кибрик (ред.). Новое в зарубежной
лингвистике. Вып. 15. (Современная зарубежная русистика). М.:
Прогресс, 1985. С. 132–158.
Берестова 2012
О. Г. Берестова. Средства выражения
каузальности состояния в современном русском языке // Казанская
наука. 2012. № 11. С. 177–180.
Богуславская, Левонтина 2004
О. Ю. Богуславская, И. Б. Левонтина.
Смыслы ‘причина’ и ‘цель’ в естественном языке // Вопросы
языкознания. 2004. № 2. С. 68–88.
Бондарко 1983
А. В. Бондарко. Принципы
функциональной грамматики и вопросы аспектологии. Л.: Наука,
1983.
Всеволодова, Ященко 1988
М. В. Всеволодова, Т. А. Ященко.
Причинно-следственные отношения в современном русском языке. М.:
Изд-во МГУ, 1988.
Галкина 2018
Е. В. Галкина. Выражение
причинно-следственных отношений в ранних высказываниях
русскоязычных детей // Известия Российского государственного
педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 189. С.
104–115.
Евтюхин 1996
В. Б. Евтюхин. Группировка полей
обусловленности: причина, условие, цель, следствие, уступка // А.
В. Бондарко (отв. ред.). Теория функциональной грамматики. СПб.:
Наука, 1996. С. 138–174.
Елисеева 2015
М. Б. Елисеева. Союзные средства в
речи ребенка от двух до трех лет: лонгитюдное исследование //
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.:
Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 2. С. 74–83.
Жданова 1998
В. В. Жданова. Простые предложения с
именной причинной группой, выражающие причинно-следственные
отношения в мире неживой природы. Дисс. … канд. филол. наук. М.:
МГУ, 1998.
Золотова 1973
Г. А. Золотова. Очерк функционального
синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973.
Золотова 2006
Г. А. Золотова. Синтаксический
словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.:
Editorial URSS, 2006.
Казаковская 2004
В. В. Казаковская. Вопросо-ответные
единства в диалоге взрослый — ребенок // Вопросы языкознания. 2004.
№ 2. С. 89–110.
Князев 2007
Ю. П. Князев. Онтогенез значений
обусловленности // С. Н. Цейтлин (отв. ред.). Семантические
категории в детской речи. СПб.: Нестор-История, 2007. С.
339–359.
Князев 2009
Ю. П. Князев. Порядок усвоения
грамматических значений: релевантные факторы и их иерархия //
Проблемы онтолингвистики — 2009: Материалы Международной научной
конференции. СПб.: Златоуст, 2009. С. 47–54.
Князев 2013
Ю. П. Князев. Первые союзы в детской
речи в сравнении со стандартным русским языком // Проблемы
онтолингвистики — 2013: Материалы Международной научной
конференции. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С.
113–117.
Кузьмина 1990
И. В. Кузьмина. Освоение детьми
причинных и целевых отношений и их языковое оформление // Вестник
МГУ. Сер. 9: Филология. 1990. № 5. С. 28–31.
Лебедева 2006
Е. И. Лебедева. Понимание ментального
и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами
аутистического спектра. Дисс. … канд. псих. наук. М.: ГАУГН,
Институт психологии, 2006.
Левонтина 2013
И. Б. Левонтина. О причинном значении
союза а то // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные
технологии: по материалам ежегодной Международной конференции
«Диалог» (Бекасово, 29 мая — 2 июня 2013 г.). Вып. 12 (19): в 2 т.
Т. 1: Основная программа конференции. М.: Изд-во РГГУ, 2013. С.
434–446.
Лепская 1997
Н. И. Лепская. Язык ребенка
(онтогенез речевой коммуникации). М.: Филологический факультет МГУ
имени М. В. Ломоносова, 1997.
Ляпон 1980
М. В. Ляпон. Предложения со значением
обусловленности // Н. Ю. Шведова (гл. ред.). Русская грамматика.
М.: Наука, 1980. Т. 2. С. 562–577.
Мустайоки 2006
А. Мустайоки. Теория функционального
синтаксиса. От семантических структур к языковым средствам. М.:
Языки славянской культуры, 2006.
Мухамедрахимов 1999
Р. Ж. Мухамедрахимов. Мать и
младенец. Психологическое взаимодействие. СПб.: СПбГУ, 1999.
Пекелис 2017
О. Е. Пекелис. Причинные придаточные
// В. А. Плунгян, Н. М. Стойнова (отв. ред.). Материалы для проекта
корпусного описания русской грамматики. Вып. II. Синтаксические
конструкции и грамматические категории. СПб.: Нестор-История, 2017.
С. 31–79.
Протасова 2006
Е. Ю. Протасова. Осложнение и
обоснование в детской речи // Н. Ю. Астахова (отв. ред.).
Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования
детей. Материалы II Международной научно-практической конференции.
Орел, 24–26 апреля 2006. М.: Картуш, 2006. С. 172–176.
Сай (в печати)
С. С. Сай. Именные причинные
конструкции: параметры типологической вариативности и
исследовательская анкета. Будет опубликовано в Н. М. Заика (ред.).
Типология причинных конструкций. СПб.
Санников 2001
В. З. Санников. Еще раз о союзе «РАЗ»
// С. М. Кузьмина, Л. А. Капанадзе (ред.). Жизнь языка: сборник
статей к 80-летию М. В. Панова. М.: Языки славянской культуры,
2001. С. 109–116.
Сергиенко 2006
Е. А. Сергиенко. Раннее когнитивное
развитие: новый взгляд. М.: Институт психологии РАН, 2006.
Сергиенко 2008
Е. А. Сергиенко. Уровневое развитие
модели психического и ее значение для понимания внутреннего мира
ребенка // Вестник Костромского государственного университета.
Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 4. С.
11–21.
Сергиенко и др. 2009
Е. А. Сергиенко, Е. И. Лебедева, О.
А. Прусакова. Модель психического в онтогенезе человека. М.:
Институт психологии РАН, 2009.
Слобин 1984
Д. Слобин. Когнитивные предпосылки
развития грамматики // А. М. Шахнарович (ред.). Психолингвистика:
сборник статей зарубежных психолингвистов, посвященных проблемам
анализа речевой деятельности. М.: Прогресс, 1984. С. 143–207.
Уланова, Сергиенко 2015
А. Ю. Уланова, Е. А. Сергиенко.
Развитие представлений о ментальном и физическом в пересказах детей
дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования.
2015. № 1. Ч. 1. С. 15–38.
Урысон 2000
Е. В. Урысон. Русский союз и частица
«и»: структура значения // Вопросы языкознания. 2000. № 3. С.
97–121.
Урысон 2011
Е. В. Урысон. Опыт описания семантики
союзов. Лингвистические данные о деятельности сознания. М.: Языки
славянских культур, 2011.
Хааг 2004
Э. К. Хааг. Функциональная типология
средств выражения причинно-следственных отношений в современном
русском языке: дисс. … доктора философии по русскому языку. Тарту:
Тартусский университет, 2004.
Холодович 1969
А. А. Холодович (отв. ред.).
Типология каузативных конструкций. Морфологический каузатив. Л.:
Наука, 1969.
Цейтлин 2009
С. Н. Цейтлин. Очерки по
словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак,
2009.
Цейтлин 2017
С. Н. Цейтлин. К вопросу о
формировании промежуточной языковой системы ребенка: наблюдения над
освоением отрицательных конструкций // Acta Linguistica
Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. 2017.
Т. XIII. Ч. 3. С. 623–650.
Flavell 2004
J. H. Flavell. Theory-of-mind
development: Retrospect and prospect // Merrill-Palmer Quarterly.
2004. Vol. 50. № 3. P. 274–290.
Gardenfors 2003
P. Gardenfors. How Homo became
sapiens on the evolution of thinking. Oxford: Oxford University
Press, 2003.
Gelman, Wellman 1991
S. A. Gelman, H. M. Wellman. Inside
and essences: early understandings of non-obvious // Cognition.
1991. Vol. 38. P. 213–244.
Gotswamy 1998
U. Gotswamy. Cognition in Children.
Hove: Psychological Press Ltd, 1998.
Kim, Spelke 1999
I. K. Kim, E. S. Spelke. Perception
and understanding of effects of gravity and inertia on object
motion // Developmental Science. 1999. № 2 (3). P. 339–362.
Legerstee, Markova 2007
M. Legerstee, G. Markova. Intentions
make a difference: Infant responses to still-face and modifi ed
still-face conditions // Infant Behavior & Development. 2007. No.
30 (2). P. 232–250.
Piaget 1954
J. Piaget. The Construction of
Reality in the Child. New York: Basic Books, 1954.
Spelke et al. 1995
E. S. Spelke, A. Phillips, A. L.
Woodward. Infants’ knowledge of object motion and human action //
D. Sperber, D. Premack, A. J. Premack (eds.). Causal cognition: A
multidisciplinary debate. Oxford, New York: Clarendon Press; Oxford
University Press, 1995. P. 44–78.
Tomasello 1995
M. Tomasello. Joint attention as
social cognition // C. Mooreand, P. J. Dunham (eds.). Joint
Attention: Its Origins and Role in Development. Hove: Psychology
Press, 1995. P. 103–130.
Ключевые слова
детская речь, ранний возраст, каузальность,
русский язык, когнитивная модель физического мира