От первого лица: местоименно-глагольные высказывания в русской детской речи
DOI:10.30842/alp2306573720198142
Казаковская В. В. От первого лица:
местоименно-глагольные высказывания в русской детской речи.
Acta Linguistica Petropolitana. 98–142.
На материале трех лонгитюдных корпусов спонтанной детской речи (1;8–3;0) рассматривается усвоение форм 1-го лица местоимения-подлежащего и глагола-сказуемого, относящихся к грамматическому центру персональности. Впервые развитие механизма координации «субъект — предикат» сопоставляется со становлением пропозиционального отношения (установки) говорящего. Выявляются условия, «запускающие» оба грамматических процесса. Описывается общее и индивидуальное в усвоении детьми перволичных местоименно-глагольных высказываний и их коррелятов в различных синтаксических позициях.
Ключевые слова
Литература
Н. Д. Арутюнова. Предложение и
производные от него значения // Н. Д. Арутюнова. Язык и мир
человека. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 403–542.
А. В. Бондарко. Функциональная
грамматика. Л.: Наука, 1984.
А. В. Бондарко. Семантика лица // А.
В. Бондарко (ред.). Теория функциональной грамматики:
Персональность. Залоговость. Л.: Наука, 1991. С. 5–40.
М. Д. Воейкова. Личные местоимения в
потоке речи и их вклад в становление языковой системы // М. А.
Еливанова, С. В. Краснощекова, В. А. Левченко (ред.). Проблемы
онтолингвистики — 2021: Языковая система ребенка в ситуации одно- и
многоязычия. СПб.: ВВМ, 2021. С. 23–32.
А. Н. Гвоздев. Формирование у ребенка
грамматического строя русского языка. В 2-х ч. М.: Издательство АПН
РСФСР, 1949.
А. Н. Гвоздев. Развитие словарного
запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев: Издательство
Саратовского университета, 1990.
Г. Р. Доброва. Онтогенез
персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства).
СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.
В. В. Казаковская. Языковое и
когнитивное в усвоении эпистемической модальности // Acta
Linguistica Petropolitana. 2017. Т. XIII. Ч. 3. С. 542–575.
В. В. Казаковская. Средства
субъективации в текстах детей 11–12 лет: Я и
Другой // М. Л. Кисилиер (ред.). Verus convictor, verus
academicus. К 70-летию Николая Николаевича Казанского. СПб.: ИЛИ
РАН, 2022. С. 312–320.
В. В. Казаковская. Личные местоимения
и их пропуск (prodrop) на ранних этапах усвоения русского
языка // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
2024. № 2 (40). С. 133–149.
В. В. Казаковская, М. В. Гаврилова.
«Мое мнение, что…»: субъективное начало в письменном дискурсе
школьников // Русский язык в школе. 2021. № 82 (6). С. 31–43. DOI:
10.30515/0131-6141-2021-82-6-31-43.
В. В. Казаковская, Н. К. Онипенко.
Грамматика точки зрения: вводно-модальные слова в речи взрослых и
детей // В. В. Казаковская, М. Д. Воейкова (отв. ред.). Проблемы
функциональной грамматики: Отношение к говорящему в семантике
грамматических категорий. М.: Издательский дом ЯСК, 2020. C.
246–288.
Т. А. Колосова, М. И. Черемисина. О
терминах и понятиях описания семантики синтаксических единиц // Л.
Г. Панин, М. И. Черемисина (ред.). Синтаксическая и лексическая
семантика (на материале языков разных систем). Новосибирск: Наука,
1986. С. 10–32.
С. В. Краснощекова. Местоименный
дейксис в русской детской речи: Дисс. … канд. филол. наук. СПб.:
ИЛИ РАН, 2016.
П. А. Лекант. Структура
синтаксической категории лица // П. А. Лекант. Очерки по грамматике
русского языка. М.: Издательство МГОУ, 2002. С. 133–138.
Н. И. Лепская. Язык ребенка
(Онтогенез речевой коммуникации). М.: Издательство МГУ им. М. В.
Ломоносова, 1997.
Н. Д. Арутюнова (сост. и отв. ред.).
Логический анализ языка. Избранное. 1988–1995. М.: Индрик,
2003.
Е. В. Падучева. Эгоцентрические
элементы языка. М.: Языки славянских культур, 2019.
Н. Ю. Шведова (ред.). Русская
грамматика. Т. II. М.: Наука, 1980.
Е. А. Сергиенко, Е. И. Лебедева, О.
А. Прусакова. Модель психического как основа понимания себя и
другого в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН,
2009.
Е. А. Сергиенко, А. Ю. Уланова, Е. И.
Лебедева. Модель психического: Структура и динамика. М.: Институт
психологии РАН, 2020.
А. В. Бондарко (ред.). Теория
функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л.: Наука,
1990.
А. Ю. Уланова. Характеристики
нарративов детей с разным уровнем понимания психических состояний
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 4. С.
779–790. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-4-779-790.
Е. И. Чиглова. Стратегии освоения
категории лица в русском языке. Дисс. … канд. филол. наук.
Череповец: Череповецкий государственный университет, 2019.
J. W. Astington, J. A. Baird. Why
language matters for theory of mind. Oxford: Oxford University
Press, 2005. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780195159912.001.0001.
J. W. Astington, J. M. Jenkins. A
longitudinal study of the relation between language and
theory-of-mind development // Developmental Psychology. 1999. Vol.
35. № 5. P. 1311–1320. DOI: 10.1037/0012-1649.35.5.1311.
S. Baron-Cohen, M. Lombardo, H.
Tager-Flusberg (eds.). Understanding other minds. Perspectives from
developmental social neuroscience. 3rd edition. Oxford: Oxford
University Press, 2000. DOI:
10.1093/acprof:oso/9780199692972.001.0001.
К. Bartsch, Н. К. Wellman. Children
talk about the mind. Oxford: Oxford University Press, 1995.
Т. Charman, Y. Shmueli-Goetz. The
relationship between theory of mind, language and narrative
discourse: An experimental study // Current Psychology of
Cognition. 1998. Vol. 17. № 2. P. 245–271.
J. H. Flavell.
Theory-of-mind-development: Retrospect and prospect //
Merrill-Palmer Quarterly. 2004. Vol. 50. № 3. Р. 274–290. URL:
http://www.jstor.org/stable/23096166 (дата обращения:
20.01.2024).
C. M. Hale, H. Tager-Flusberg. The
influence of language on theory of mind: A training study //
Developmental science. 2003. Vol. 6. № 3. P. 346–359. DOI:
10.1111/1467-7687.00289.
V. Kazakovskaya. Epistemic modality
in the speech of Russian young children and adolescents //
Philologia Estonica Tallinnensis. Languages, orderings and
successions. 2020. Vol. 5. Р. 134–166. DOI:
10.22601/PET.2020.05.05.
V. Kazakovskaya. Epistemic modality
in Russian child language // U. Stephany, A. Aksu-Koç (eds.).
Development of Modality in First Language Acquisition: A
Cross-Linguistic Perspective [SOLA [Studies of Language
Acquisition] 54]. Berlin; Boston: De Gruyter Mouton, 2021. P.
421–453. DOI: 10.1515/9781501504457-012.
V. Kazakovskaya. Feedback in verb
acquisition: Evidence from Russian ‘adult — child’ interaction //
V. Warditz (ed.). Russian Grammar: System — Usus — Variation /
Pyccкая грамматика: Система — узус — варьирование. [Linguistica
Philologica, 1]. Berlin: Peter Lang Verlag, 2021. P. 245–270. DOI:
10.3726/b19724.
V. Kazakovskaya, R. Argus, S.
Uziel-Karl. The Early Expression of (Un)certainty in Typologically
Different Languages: Evidence from Russian, Estonian and Hebrew //
Philologia Estonica. On Language and Culture. 2018. Vol. 3. P.
93–130. DOI: 10.22601/PET.2018.03.04.
H. Lohmann, M. Tomasello. The role of
language in the development of false belief understanding: A
training study // Child Development. 2003. Vol. 74. № 4. P.
1130–1144. DOI: 10.1111/1467-8624.00597.
B. MаcWhinney. The CHILDES project:
tools for analyzing talk. 3rd edition. Mahwah-New Jersey: Lawrence
Erlbaum Associates, 2000.
G. Markova, F. Smolik. What do
you think? The relationship between person reference and
communication about the mind in toddlers // Social Development.
2014. Vol. 23. № 1. P. 61–79. DOI: 10.1111/sode.12044.
G. Mazzaggio. The Theory of Mind’s
role in pronoun acquisition: The phenomenon of pronoun reversal in
typically developing children // Studies in the Linguistic
Sciences: Illinois Working Papers. University of Illinois at
Urbana-Champaign. 2016. Р. 55–69. URL:
https://hdl.handle.net/2142/101447 (дата обращения:
20.01.2024).
J. Meins, C. Fernyhough, F. Johnson,
J. Lidstone. Mind mindedness in children: Individual difference in
internal state talk in middle childhood // British Journal of
Developmental Psychology. 2006. Vol. 24. № 1. P. 181–196. DOI:
10.1348/026151005X80174.
K. Milligan, J. W. Astington, L. A.
Dack. Language and theory of mind: Meta-analysis of relationship
between language ability and false belief understanding // Child
Development. 2007. Vol. 78. P. 622–646. DOI:
10.1111/j.1467-8624.2007.01018.x.
J. Nuyts, J. van der Auwera (eds.).
The Oxford handbook of modality and mood. Oxford: Oxford University
Press, 2016.
D. K. O’Neill, R. M. Shultis. The
emergence of the ability to track a character’ mental perspective
in narrative // Developmental Psychology. 2007. Vol. 43. № 4. P.
1032–1037. DOI: 10.1037/0012-1649.43.4.1032.
J. Pelletier, J. W. Astington.
Action, consciousness and theory of mind: Children’s ability to
coordinate story characters’ actions and thoughts // Early
Education and Development. 2004. Vol. 15. P. 5–22. DOI:
10.1207/s15566935eed1501_1.
C. T.-S. Siu, H. Cheung. A
longitudinal reciprocal relation between theory of mind and
language // Cognitive development. 2022. Vol. 62. P. 1–15. DOI:
10.1016/j.cogdev.2022.101176.
D. K. Symons, C. C. Peterson, V.
Slaughter, J. Roche, E. Doyle. Theory of mind and mental state
discourse during book reading and storytelling tasks // British
Journal of Developmental Psychology. 2005. Vol. 23. № 1. P. 81–102.
DOI: 10.1348/026151004X21080.
V. Tompkins, M. J. Farrar, D. E.
Montgomery. Speaking your mind: language and narrative in young
children’s theory of mind development // Advances in Child
Development and Behavior. 2019. Vol. 56. P. 109–140. DOI:
10.1016/bs.acdb.2018.11.003.
M. D. Voeikova, S. V.
Krasnoshchekova. The use of pronouns as a developmental factor in
early Russian language acquisition // N. Gagarina, R. Musan (eds.).
Referential and Relational Discourse Coherence in Adults and
Children. Boston; Berlin: De Gruyter Mouton, 2020. P. 171–206. DOI:
10.1515/9781501510151-008.
S. Wechsler. What ‘you’ and ‘I’ mean
to each other: Person indexicals, self-ascription, and theory of
mind // Language. 2010. Vol. 86. № 2. P. 332–365. DOI:
10.1353/lan.0.0220.
Н. Wellman. Making minds: How theory
of mind develops. Oxford: Oxford University Press, 2014. DOI:
10.1093/acprof:oso/9780199334919.001.0001.
H. M. Wellman, D. Cross, J. Watson.
Meta-analysis of theory-of-mind development: The truth about false
belief // Child Development. 2001. Vol. 72. № 3. P. 655–684. DOI:
10.1111/1467-8624.00304.