ISSN: 2306-5737E-ISSN: 2658-4069
Acta Linguistica Petropolitana
Труды Института лингвистических исследований
РУСENG
ISSN: 2306-5737E-ISSN: 2658-4069
Acta Linguistica Petropolitana
Труды Института лингвистических исследований 
РУСENG

От первого лица: местоименно-глагольные высказывания в русской детской речи

DOI:10.30842/alp2306573720198142
PDF, 636.58 кб
Казаковская В. В. От первого лица: местоименно-глагольные высказывания в русской детской речи. Acta Linguistica Petropolitana. 2024. 20(1): 98–142.

На материале трех лонгитюдных корпусов спонтанной детской речи (1;8–3;0) рассматривается усвоение форм 1-го лица местоимения-подлежащего и глагола-сказуемого, относящихся к грамматическому центру персональности. Впервые развитие механизма координации «субъект — предикат» сопоставляется со становлением пропозиционального отношения (установки) говорящего. Выявляются условия, «запускающие» оба грамматических процесса. Описывается общее и индивидуальное в усвоении детьми перволичных местоименно-глагольных высказываний и их коррелятов в различных синтаксических позициях.

Ключевые слова
усвоение языка, детская речь, личные местоимения, глагольные высказывания, 1-е лицо, согласование (координация), пропозициональное отношение, эгоцентрические элементы языка, эпистемические маркеры, ментальные глаголы, модус, модель психического (theory of mind), язык ToM
Литература
Арутюнова 1999
Н. Д. Арутюнова. Предложение и производные от него значения // Н. Д. Арутюнова. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 403–542.
Бондарко 1984
А. В. Бондарко. Функциональная грамматика. Л.: Наука, 1984.
Бондарко 1991
А. В. Бондарко. Семантика лица // А. В. Бондарко (ред.). Теория функциональной грамматики: Персональность. Залоговость. Л.: Наука, 1991. С. 5–40.
Воейкова 2021
М. Д. Воейкова. Личные местоимения в потоке речи и их вклад в становление языковой системы // М. А. Еливанова, С. В. Краснощекова, В. А. Левченко (ред.). Проблемы онтолингвистики — 2021: Языковая система ребенка в ситуации одно- и многоязычия. СПб.: ВВМ, 2021. С. 23–32.
Гвоздев 1949
А. Н. Гвоздев. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. В 2-х ч. М.: Издательство АПН РСФСР, 1949.
Гвоздев 1990
А. Н. Гвоздев. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев: Издательство Саратовского университета, 1990.
Доброва 2003
Г. Р. Доброва. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства). СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.
Казаковская 2017
В. В. Казаковская. Языковое и когнитивное в усвоении эпистемической модальности // Acta Linguistica Petropolitana. 2017. Т. XIII. Ч. 3. С. 542–575.
Казаковская 2022
В. В. Казаковская. Средства субъективации в текстах детей 11–12 лет: Я и Другой // М. Л. Кисилиер (ред.). Verus convictor, verus academicus. К 70-летию Николая Николаевича Казанского. СПб.: ИЛИ РАН, 2022. С. 312–320.
Казаковская 2024
В. В. Казаковская. Личные местоимения и их пропуск (prodrop) на ранних этапах усвоения русского языка // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН. 2024. № 2 (40). С. 133–149.
Казаковская, Гаврилова 2021
В. В. Казаковская, М. В. Гаврилова. «Мое мнение, что…»: субъективное начало в письменном дискурсе школьников // Русский язык в школе. 2021. № 82 (6). С. 31–43. DOI: 10.30515/0131-6141-2021-82-6-31-43.
Казаковская, Онипенко 2020
В. В. Казаковская, Н. К. Онипенко. Грамматика точки зрения: вводно-модальные слова в речи взрослых и детей // В. В. Казаковская, М. Д. Воейкова (отв. ред.). Проблемы функциональной грамматики: Отношение к говорящему в семантике грамматических категорий. М.: Издательский дом ЯСК, 2020. C. 246–288.
Колосова, Черемисина 1986
Т. А. Колосова, М. И. Черемисина. О терминах и понятиях описания семантики синтаксических единиц // Л. Г. Панин, М. И. Черемисина (ред.). Синтаксическая и лексическая семантика (на материале языков разных систем). Новосибирск: Наука, 1986. С. 10–32.
Краснощекова 2016
С. В. Краснощекова. Местоименный дейксис в русской детской речи: Дисс. … канд. филол. наук. СПб.: ИЛИ РАН, 2016.
Лекант 2002
П. А. Лекант. Структура синтаксической категории лица // П. А. Лекант. Очерки по грамматике русского языка. М.: Издательство МГОУ, 2002. С. 133–138.
Лепская 1997
Н. И. Лепская. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М.: Издательство МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997.
Логический анализ языка 2003
Н. Д. Арутюнова (сост. и отв. ред.). Логический анализ языка. Избранное. 1988–1995. М.: Индрик, 2003.
Падучева 2019
Е. В. Падучева. Эгоцентрические элементы языка. М.: Языки славянских культур, 2019.
Русская грамматика 1980
Н. Ю. Шведова (ред.). Русская грамматика. Т. II. М.: Наука, 1980.
Сергиенко и др. 2009
Е. А. Сергиенко, Е. И. Лебедева, О. А. Прусакова. Модель психического как основа понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009.
Сергиенко и др. 2020
Е. А. Сергиенко, А. Ю. Уланова, Е. И. Лебедева. Модель психического: Структура и динамика. М.: Институт психологии РАН, 2020.
ТФГ 1990
А. В. Бондарко (ред.). Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л.: Наука, 1990.
Уланова 2020
А. Ю. Уланова. Характеристики нарративов детей с разным уровнем понимания психических состояний // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 4. С. 779–790. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-4-779-790.
Чиглова 2019
Е. И. Чиглова. Стратегии освоения категории лица в русском языке. Дисс. … канд. филол. наук. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2019.
Astington, Baird 2005
J. W. Astington, J. A. Baird. Why language matters for theory of mind. Oxford: Oxford University Press, 2005. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780195159912.001.0001.
Astington, Jenkins 1999
J. W. Astington, J. M. Jenkins. A longitudinal study of the relation between language and theory-of-mind development // Developmental Psychology. 1999. Vol. 35. № 5. P. 1311–1320. DOI: 10.1037/0012-1649.35.5.1311.
Baron-Coen et al. (eds.) 2000
S. Baron-Cohen, M. Lombardo, H. Tager-Flusberg (eds.). Understanding other minds. Perspectives from developmental social neuroscience. 3rd edition. Oxford: Oxford University Press, 2000. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780199692972.001.0001.
Bartsch, Wellman 1995
К. Bartsch, Н. К. Wellman. Children talk about the mind. Oxford: Oxford University Press, 1995.
Charman, Shmueli-Goetz 1998
Т. Charman, Y. Shmueli-Goetz. The relationship between theory of mind, language and narrative discourse: An experimental study // Current Psychology of Cognition. 1998. Vol. 17. № 2. P. 245–271.
Flavell 2004
J. H. Flavell. Theory-of-mind-development: Retrospect and prospect // Merrill-Palmer Quarterly. 2004. Vol. 50. № 3. Р. 274–290. URL: http://www.jstor.org/stable/23096166 (дата обращения: 20.01.2024).
Hale, Tager-Flusberg 2003
C. M. Hale, H. Tager-Flusberg. The influence of language on theory of mind: A training study // Developmental science. 2003. Vol. 6. № 3. P. 346–359. DOI: 10.1111/1467-7687.00289.
Kazakovskaya 2020
V. Kazakovskaya. Epistemic modality in the speech of Russian young children and adolescents // Philologia Estonica Tallinnensis. Languages, orderings and successions. 2020. Vol. 5. Р. 134–166. DOI: 10.22601/PET.2020.05.05.
Kazakovskaya 2021a
V. Kazakovskaya. Epistemic modality in Russian child language // U. Stephany, A. Aksu-Koç (eds.). Development of Modality in First Language Acquisition: A Cross-Linguistic Perspective [SOLA [Studies of Language Acquisition] 54]. Berlin; Boston: De Gruyter Mouton, 2021. P. 421–453. DOI: 10.1515/9781501504457-012.
Kazakovskaya 2021b
V. Kazakovskaya. Feedback in verb acquisition: Evidence from Russian ‘adult — child’ interaction // V. Warditz (ed.). Russian Grammar: System — Usus — Variation / Pyccкая грамматика: Система — узус — варьирование. [Linguistica Philologica, 1]. Berlin: Peter Lang Verlag, 2021. P. 245–270. DOI: 10.3726/b19724.
Kazakovskaya et al. 2018
V. Kazakovskaya, R. Argus, S. Uziel-Karl. The Early Expression of (Un)certainty in Typologically Different Languages: Evidence from Russian, Estonian and Hebrew // Philologia Estonica. On Language and Culture. 2018. Vol. 3. P. 93–130. DOI: 10.22601/PET.2018.03.04.
Lohmann, Tomasello 2003
H. Lohmann, M. Tomasello. The role of language in the development of false belief understanding: A training study // Child Development. 2003. Vol. 74. № 4. P. 1130–1144. DOI: 10.1111/1467-8624.00597.
MаcWhinney 2000
B. MаcWhinney. The CHILDES project: tools for analyzing talk. 3rd edition. Mahwah-New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2000.
Markova, Smolik 2014
G. Markova, F. Smolik. What do you think? The relationship between person reference and communication about the mind in toddlers // Social Development. 2014. Vol. 23. № 1. P. 61–79. DOI: 10.1111/sode.12044.
Mazzaggio 2016
G. Mazzaggio. The Theory of Mind’s role in pronoun acquisition: The phenomenon of pronoun reversal in typically developing children // Studies in the Linguistic Sciences: Illinois Working Papers. University of Illinois at Urbana-Champaign. 2016. Р. 55–69. URL: https://hdl.handle.net/2142/101447 (дата обращения: 20.01.2024).
Meins et al. 2006
J. Meins, C. Fernyhough, F. Johnson, J. Lidstone. Mind mindedness in children: Individual difference in internal state talk in middle childhood // British Journal of Developmental Psychology. 2006. Vol. 24. № 1. P. 181–196. DOI: 10.1348/026151005X80174.
Milligan et al. 2007
K. Milligan, J. W. Astington, L. A. Dack. Language and theory of mind: Meta-analysis of relationship between language ability and false belief understanding // Child Development. 2007. Vol. 78. P. 622–646. DOI: 10.1111/j.1467-8624.2007.01018.x.
Nuyts, Auwera (eds.) 2016
J. Nuyts, J. van der Auwera (eds.). The Oxford handbook of modality and mood. Oxford: Oxford University Press, 2016.
O’Neill, Shultis 2007
D. K. O’Neill, R. M. Shultis. The emergence of the ability to track a character’ mental perspective in narrative // Developmental Psychology. 2007. Vol. 43. № 4. P. 1032–1037. DOI: 10.1037/0012-1649.43.4.1032.
Pelletier, Astington 2004
J. Pelletier, J. W. Astington. Action, consciousness and theory of mind: Children’s ability to coordinate story characters’ actions and thoughts // Early Education and Development. 2004. Vol. 15. P. 5–22. DOI: 10.1207/s15566935eed1501_1.
Siu, Cheung 2022
C. T.-S. Siu, H. Cheung. A longitudinal reciprocal relation between theory of mind and language // Cognitive development. 2022. Vol. 62. P. 1–15. DOI: 10.1016/j.cogdev.2022.101176.
Symons et al. 2005
D. K. Symons, C. C. Peterson, V. Slaughter, J. Roche, E. Doyle. Theory of mind and mental state discourse during book reading and storytelling tasks // British Journal of Developmental Psychology. 2005. Vol. 23. № 1. P. 81–102. DOI: 10.1348/026151004X21080.
Tompkins et al. 2019
V. Tompkins, M. J. Farrar, D. E. Montgomery. Speaking your mind: language and narrative in young children’s theory of mind development // Advances in Child Development and Behavior. 2019. Vol. 56. P. 109–140. DOI: 10.1016/bs.acdb.2018.11.003.
Voeikova, Krasnoshchekova 2020
M. D. Voeikova, S. V. Krasnoshchekova. The use of pronouns as a developmental factor in early Russian language acquisition // N. Gagarina, R. Musan (eds.). Referential and Relational Discourse Coherence in Adults and Children. Boston; Berlin: De Gruyter Mouton, 2020. P. 171–206. DOI: 10.1515/9781501510151-008.
Wechsler 2010
S. Wechsler. What ‘you’ and ‘I’ mean to each other: Person indexicals, self-ascription, and theory of mind // Language. 2010. Vol. 86. № 2. P. 332–365. DOI: 10.1353/lan.0.0220.
Wellman 2014
Н. Wellman. Making minds: How theory of mind develops. Oxford: Oxford University Press, 2014. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780199334919.001.0001.
Wellman et al. 2001
H. M. Wellman, D. Cross, J. Watson. Meta-analysis of theory-of-mind development: The truth about false belief // Child Development. 2001. Vol. 72. № 3. P. 655–684. DOI: 10.1111/1467-8624.00304.
Ключевые слова
усвоение языка, детская речь, личные местоимения, глагольные высказывания, 1-е лицо, согласование (координация), пропозициональное отношение, эгоцентрические элементы языка, эпистемические маркеры, ментальные глаголы, модус, модель психического (theory of mind), язык ToM
ScopusSCImago Journal & Country RankE-Library.ruCrossRefКиберЛенинкаВАКERIH Plus