DOI:10.30842/alp23065737181126139
Janda Michael. Warum Eos und Orion ein
Liebespaar wurden. Acta Linguistica Petropolitana. 2022.
18(1): 126–139.
Статья посвящена мифу об Орионе и Эос, известному уже по
гомеровским поэмам (Od. 5, 118–124), и, в частности,
вопросу о любовной связи именно этих двух мифологических
персонажей. В исследованиях по мифологии уже и раньше отмечалось,
что греческая традиция об Орионе и Эос сопоставима с
древнеиндийской традицией о Рохини (Rohiṇī) и Праяпати (Prajāpati).
Имена в двух традициях отличаются (в частности, этимология имени
Ориона не установлена надежно; Эос находит соответствие в индийской
Uṣás, но Rohiṇī может интерпретироваться как отсылка к красной,
рдеющей заре), зато переклички на уровне сюжета, такие как мотив
охоты и любовная история, разительны.
В отличие от таких исследователей, как Дж. Фонтенроуз, подробно
сопоставлявшего рассказы об Эос / Орионе / Артемиде ἐλαφηβόλος, и о
Prajāpati / Uṣas, автор статьи постулирует, что обе традиции имеют
общие историко-генетические корни в праиндоевропейской мифологии и
поэзии. Этот праиндоевропейский миф вырос из наблюдений за
движением звезд на ночном небе, на котором созвездия Орион и
Альдебаран (Эос, Рохини) движутся в непосредственной близости друг
от друга, что легло в основу рассказа об Орионе, преследующем зарю.
Таким образом, можно заключить, что древнегреческая и
древнеиндийская традиции являются отражением не только общего
праиндоевропейского мифа, но и сохраняют следы астрономических
наблюдений праиндоевропейцев.
Ключевые слова
Эос, Артемида, Орион, Uṣas, Rohiṇī, Prajāpati,
Альдебаран, праиндоевропейская мифология, праиндоевропейская
астрономия, Гомер
Литература
Auffarth 1995
Ch. Auffarth. Aufnahme und
Zurückweisung 'neuer' Götter im spätklassischen Athen: Religion
gegen die Krise, Religion in der Krise? W. Eder (Hg.). Die
athenische Demokratie im 4. Jahrhundert v. Chr. Stuttgart: Franz
Steiner, 1995. P. 337-365.
Aufrecht 1879
Th. Aufrecht. Das Aitareya Brāhmaṇa.
Mit Auszügen aus dem Commentare von Sāyaṇācārya und anderen
Beilagen. Bonn: Marcus, 1879.
Boll, Gundel 1937
Fr. Boll, W. Gun-del. Art.
Sternbilder, Sternglaube und Sternsymbolik bei Griechen und Römern.
W. H. Roscher (Hg.). Ausführliches Lexikon der griechischen und
römischen My-thologie. 1937. Bd. 6. P. 867-1071.
Campanile 1996
E. Campanile. Today, After Dumézil.
E. C. Polomé (ed.). Indo-European Religion after Dumézil.
Washington, D. C.: Institution for the Study of Man, 1996. P.
73-82.
Deppert 1977
J. Deppert: Rudras Geburt.
Systematische Untersuchung zum Inzest in der Mythologie der
Brāhmaṇas. Wiesbaden: Steiner, 1977.
Dunkel 1988-1990
G. E. Dunkel. Vater Himmels Gattin.
Die Sprache. 1988-1990 [1991]. Vol. 34. Iss. 1. P. 1-26.
Fischer 1969
H. Fischer. Grie-chisch Σείριος.
Münchener Studien zur Sprachwissenschaft. 1969. Vol. 26. P.
19-26.
Fontenrose 1981
J. Fontenrose. Orion. The Myth of the
Hunter and the Huntress. Berkeley: University of Califor-nia Press,
1981.
Forssman 1968
B. Forssman. Apaoša, der Gegner des
Tištriia. Zeitschrift für Vergleichende Sprachforschung. 1968. Vol.
82. P. 37-61.
Forssman 1985
B. Forssman. Der altgriechische Name
Orion. E. Eichler, E. Saß, H. Walter (Hg.). Der Eigenname in
Sprache und Gesellschaft. XV. Internationaler Kongress für
Namenforschung 13-17. August 1984. Bd. 6: Vorträge und Mitteilungen
in der Sektion 5: Eigen-namen und nichtlinguistische
Gesellschaftswissenschaften. Leipzig: Karl-Marx-Universität. P.
81-86.
Gantz 1996
T. Gantz. Early Greek Myth. A Guide
to Literary and Artistic Sources. 2 vols. Baltimore; London: Johns
Hopkins University Press, 1996.
Heubeck, West, Hainsworth
1988
A. Heubeck, S. West, J. B.
Hainsworth. A Commentary on Homer's Odyssey. Vol. 1 (Books I-VIII).
Oxford: Clarendon Press. 1988.
Jamison 1991
S. Jamison. The Ravenous Hyenas and
the Wounded Sun. Myth and Ritual in Ancient India. Itha-ca, N.Y.:
Cornell University Press, 1991.
Janda 2000
M. Janda. Eleusis. Das
indogermanische Erbe der Mysterien. Innsbruck: Institut für
Sprachwissen-schaft der Universität Innsbruck, 2000.
Janda 2005
M. Janda. Elysion. Entstehung und
Entwicklung der griechischen Religion. Innsbruck: Institut für
Sprachwissenschaft der Universität Innsbruck, 2005.
Janda 2010
M. Janda. Die Musik nach dem Chaos.
Der Schöpfungsmythos der europäischen Vorzeit. Inns-bruck: Institut
für Sprachwissenschaft der Universität Innsbruck, 2010.
Janda 2014
M. Janda. Mor-genröte über Mykene.
Ein indogermanischer Mythos. Innsbruck: Institut für
Sprachwissenschaft der Universität Innsbruck, 2014.
Janda 2015 [2016]
M. Janda. Odys-seus und Penelope.
Mythos und Namen. Innsbruck: Institut für Sprachwissen-schaft der
Universität Innsbruck, 2015.
Janda 2016
M. Janda. Artemis mit der goldenen
Spindel. Innsbruck: Institut für Sprachwissenschaft der
Univer-sität Innsbruck, 2016.
Janda 2017
M. Janda. Pegasos und die Amazonen.
Ein Mythos in Antike und Vorzeit. Innsbruck: Institut für
Sprachwissenschaft der Universität Innsbruck, 2017.
Janda 2019
M. Janda. Rez.: Nikoletta Kanavou.
The Names of Homeric Heroes. Problems and Interpretations. Berlin;
Boston 2015. Kratylos. 2019. Vol. 64. P. 135-140.
Janda, im Druck
M. Janda. Ken-tauren und Gandharven.
Münster (Monographie).
Janda, in Vorbereitung 1
M. Janda. Minos, Europa und das
Labyrinth (Arbeitstitel).
Janda, in Vorbereitung 2
M. Janda. Apollon und Dionysos
(Arbeitstitel).
Kazansky 2008
N. N. Kazansky. Greek Poetry in the
Mycenaean Time. A. Sacconi, M. Del Freo, L. Godart, M. Negri
(eds.). Colloquium Romanum. Atti del XII Colloquio Internazionale
di Micenolo-gia, Roma, 20-25 febbraio 2006. Vol. 1. Pisa; Roma: F.
Serra. P. 407-429.
Kazansky 2009 [2010]
N. N. Kazansky. The Description of
Helios' Herds (Od. 12, 127-136): A Mycenaean Commentary. Pasiphae.
Vol. 3. P. 117-120.
Küentzle 1902
H. Küentzle. Art. Orion. Roscher.
1902. Vol. 3. Iss. 1. P. 1018-1047.
LIMC
H. C. Ackermann (Hg.). Lexicon
iconographicum mythologiae classicae. Zürich; München: Artemis,
1981-2009.
Loehr 2000
J. Loehr. Orion [1], riesenhafter
Jäger. Der Neue Pauly. 2000. Vol. 9. P. 31f.
Muth 1968
R. Muth. Art. Urin. RE Suppl. 1968.
Vol. 11. P. 1292-1303.
Oberlies 1998
Th. Oberlies. Die Religion des
Ṛgveda. Erster Teil: Das religiöse System des Rgveda, Wien:
Institut fü r Indologie der Universitä t, 1998.
Panaino 1995
A. Panaino. Tišt-riya. Part II: The
Iranian Myth of the Star Sirius. Roma: Istituto Italiano per il
Me-dio ed Estremo Oriente, 1995.
Panaino 2015
A. Panaino. Cos-mologies and
Astrology. M. Stausberg, Y. Sohrab-Dinshaw Vevaina, A. Tessmann
(eds.). The Wiley Blackwell Companion to Zoroastrianism. Oxford:
Wiley Blackwell, 2015. P. 235-257.
Renaud 2004
J.-M. Renaud. Le mythe d'Orion. Sa
signification, sa place parmi les autres mythes grecs et son
ap-port à la connaissance de la mentalité antique. Liège: CIPL,
2004.
Schadewaldt 1993
W. Schadewaldt. Homer, Die Odyssee.
Hamburg: Reinbeck, 1993.
Scherer 1953
A. Scherer. Die Gestirnnamen bei den
indogermanischen Völkern. Heidelberg: Winter, 1953.
Schmitt 2017
R. Schmitt. Rez.: N. Kanavou. The
Names of Homeric Heroes: problems and interpretations. Berlin;
Boston: De Gruyter, 2015. Gymnasium. 2017. Vol. 124. P.
71-73.
Sergent 2012
B. Sergent, 2012: Astronomie comparée
indo-européenne. Journal Asiatique. 2012. Vol. 300. Iss. 2. P.
635-651.
Speidel 1980
M. P. Speidel. Mithras–Orion. Greek
Hero and Roman Army God. Leiden: Brill, 1980.
Stüber 2004
K. Stüber. 2004: Individualisierendes
*-on- in Namen von Göttern und Göttinnen. International Journal of
Diachronic Linguistics and Linguistic Reconstruction. 2004. Vol. 1.
P. 1-17.
Thiel 1991
H. van Thiel. Ho-meri Odyssea.
Hildesheim: Olms, 1991.
Wehrli 1942
F. Wehrli. Art. Orion 1). RE. 1942.
Vol. 18. Iss. 1. P. 1065-1082.
West 2007
M. L. West. In-do-European Poetry and
Myth. Oxford: Oxford University Press, 2007.