Of centaurs and satyrs: Stesichorus' Geryoneis and satyr drama [О кентаврах и сатирах: «Герионеида» Стесихора и сатирова драма]
Статья посвящена древнегреческому поэту архаической эпохи, Стесихору, и в особенности его поэме Герионеиде, повествовавшей о путешествии Геракла на Крайний Запад для того, чтобы угнать стада трехглавого чудовища Гериона. Неожиданным образом в поэме (предположительно, ближе к ее концу, где описывалось возвращение Геракла в Грецию со стадами) также упоминался миф о Фоле, аркадском кентавре, который угостил Геракла совершенно необыкновенным вином. Однако проявленное им гостеприимство привело к трагедии, когда остальные кентавры, привлеченные запахом вина, затеяли драку, в которой погиб сам хозяин пиршества Фол. В начале статьи дается обзор свидетельств об этой части поэмы: свидетельство Афинея о визите Геракла к кентавру Фолу и об исключительной величине кубка, который тот ему преподнес (Athen. 11, 499a–b = Stesichorus fr. 22a [Finglass 2014b]), сопоставляется с пересказом мифа у Аполлодора и с папирусными фрагментами P.Oxy. 2617, fr. 46 и P.Oxy. 2617, fr. 17 (Stesichorus fr. 23 и 24 [Finglass 2014b], соответственно). На основании того, что позволяют реконструировать свидетельства, высказывается осторожное предположение, что расположение данного эпизода ближе к концу поэмы, равно как и его содержание и общий этос, а также ассоциация между кентаврами и сатирами (и те и другие представляют собой гибрид между человеком и животным и славятся неумеренностью страстей и склонностью к насилию), находит захватывающую параллель в практике драматических постановок в Афинах классического периода: на Дионисиях в V в. до н. э. стандартно представлялись три трагедии, за которыми следовала значительно более легкая по содержанию и общей тональности сатирова драма. В случае драматических постановок, равно как и в случае «Герионеиды» Стесихора, дополнение к возвышенной трагической поэзии носило значительно более приземленный характер: в обоих случаях за счет контраста достигался эффект эмоциональной разрядки после серьезности основной части повествования.