ISSN: 2306-5737E-ISSN: 2658-4069
Acta Linguistica Petropolitana
Труды Института лингвистических исследований
РУСENG
ISSN: 2306-5737E-ISSN: 2658-4069
Acta Linguistica Petropolitana
Труды Института лингвистических исследований 
РУСENG

Сколько сомучеников было у Перпетуи и Фелицитаты?

DOI:10.30842/alp230657371814877
PDF, 913.23 кб
Брагинская Н. В. Сколько сомучеников было у Перпетуи и Фелицитаты?. Acta Linguistica Petropolitana. 2022. 18(1): 48–77.

Один из героев «Passio Perpetuae et Felicitatis» носит имя Revocatus. Это святой, почитаемый во всех христианских церквях. В ранневизантийских Актах V в. он участвует в событиях, его допрашивают, он объявляется братом Фелицитаты. В оригинальном «Passio» 203 г. Ревокат практически никак себя не проявляет, не описана внятно его мученическая кончина — важнейшая часть всякого passio. Обращает на себя внимание то, что такого римского преномена, номена или когномена не засвидетельствовано до данного текста. В статье на основе пересмотра текстологической традиции трудного места 19, 3 автор приходит к выводу, что мученик Ревокат не существовал как отдельный человек.

Revocatus обозначает того, кого позвали, вызвали повторно. Это слово не раз встречается в том же самом «Passio» как причастие, когда речь идет о перерыве (или передышке) в представлении и новом акте зрелища. Представление — будь то venatio, гладиаторские игры или звероборство — следовало определенному сценарию, в котором практиковались и повторные вызовы на арену.

Кроме того, эпиграфические данные показывают, что revocatus назывался и возничий, одержавший победу в результате повторного забега (такая победа ценится ниже первого места, но выше второго); наконец, revocatus — звание или титул ветерана, которого по окончании службы за его заслуги снова призвали на почетную службу при императоре.

Один из мучеников по имени Сатурнин ‘ради стяжания венца вящей славы’ желал стать жертвой не одного, а нескольких зверей, которых выпускали в определенном порядке. Он не пострадал от вепря, медведь истерзал его, но он остался жив. И только в третьем акте звероборства он был снова вызван на арену (revocatus) и испытал нападение леопарда. Прозвище Ревокат он получил не только из-за обстоятельств своей кончины, но и в соответствии с тем, что так был исполнен данный им «обет мученичества».

Ревокат как прозвище, видимо, вызывал ассоциации с языческой славой: победителя в спортивных состязаниях и героя сражений на поле брани. Именно военно-спортивные метафоры парадоксально использовались христианами для описания подвига беззащитного мученика, на которого Господь возлагает венок, словно на победителя в состязаниях или воина, одолевшего врага.

Почему же восемнадцать веков Ревокат считался отдельным от Сатурнина человеком? Хотя текстология в 19, 3 озадачивала многих, решающую роль играло начало повествования, где Ревокат вводится как один из арестованных катехуменов, который был рабом того же хозяина, что и Фелицитата.

Мы не знаем, когда и кем сочинения разных авторов («Записки» Перпетуи, «Видение» Сатура, богословские «Пролог» и «Эпилог», «Рассказ» очевидца, продолжившего повествование Перпетуи до событий перед казнью и на арене) были собраны в единый комплекс и снабжены краткими связками. Поскольку ни в «Прологе», ни в «Записках» Перпетуи, ни в «Видении» Сатура не перечислены dramatis personae (современники и так знали все об этих событиях), составитель почел за лучшее ввести их перед «Записками». В этой справке для читателей, живших возможно много позже и не в Карфагене, он ввел Ревоката как отдельное лицо в самое начало повествования и задал тем самым дальнейшее восприятие, так что не возникло никаких сомнений в существовании не Сатурнина Ревоката, но Сатурнина и Ревоката.

Ключевые слова
«Страсти Перпетуи и Фелицитаты», Ревокат, мартирология
Литература
Curtis 2011
P. Curtis. Stesichoros's Geryoneis (Mnemosyne suppl. Vol. 333). Leiden; Boston: Brill, 2011.
Davies, Finglass 2014
M. Davies, P. J. Finglass. Stesichorus: the poems (Cambridge Classical Texts and Commentaries. Vol. 54). Cambridge: Cambridge University Press, 2014.
duBois 1982
P. duBois. Cen-taurs and amazons: women and the pre-history of the great chain of being. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1982.
Finglass 2012
P. J. Finglass. The Geryoneis: review of P. Curtis. Stesichoros's Geryoneis. CR. 2012. Vol. 62. P. 354–357.
Finglass 2014a
P. J. Finglass. In-troduction. M. Davies, P. J. Finglass. Stesichorus: the poems (Cambridge Classical Texts and Commentaries. Vol. 54). Cambridge: Cambridge University Press, 2014. P. 1–91.
Finglass 2014b
P. J. Finglass. Text and critical apparatus. M. Davies, P. J. Finglass. Stesichorus: the poems (Cam-bridge Classical Texts and Commentaries. Vol. 54). Cambridge: Cambridge Uni-versity Press, 2014. P. 93–204.
Finglass 2018
P. J. Finglass. Stesichorus and Greek tragedy. R. Andújar, T. Coward, T. Hadjimichael (eds.). Paths of song: the lyric dimension of Greek tragedy (Trends in Classics suppl. Vol. 58). Berlin; Boston: De Gruyter, 2018. P. 19–37.
Finglass 2021
P. J. Finglass. La-bor 10: the cattle of Geryon and the return from Tartessus. D. Ogden (ed.). The Oxford Handbook of Heracles. Oxford; New York: Oxford University Press, 2021. P. 135–148.
Finglass 2022
P. J. Finglass. Stesichorus. L. Swift (ed.). A Companion to Greek Lyric. Malden, MA; Oxford; Chichester: Wiley & Sons, 2022 (forthcoming).
Griffith 2006a
M. Griffith. Horsepower and donkeywork: equids and the ancient Greek imagination. Classi-cal Philology. 2006. Vol. 101. P. 185–246.
Griffith 2006b
M. Griffith. Horsepower and donkeywork: equids and the ancient Greek imagination (part two). Classical Philology. 2006. Vol. 101. P. 307–358.
Kaibel 1887–1890
G. Kaibel (ed.). Athenaei Naucratitae Dipnosophistarum libri XV. Vol. 1–3. Leipzig: Teubner, 1887–1890.
Kirk 1970
G. S. Kirk. Myth: its meaning and functions in ancient and other cultures (Sather Classical Lectures. Vol. 40). Cambridge: Cambridge University Press, 1970.
Krumeich et al. 1999
R. Krumeich, N. Pechstein, B. Seidensticker. Das Griechische Satyrspiel (Texte zur Forschung. Vol. 72). Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1999.
Lloyd 2007
M. A. Lloyd (ed.). Aeschylus (Oxford readings in classical studies). Oxford: Oxford University Press, 2007.
Lobel 1967
E. Lobel. 2617. Stesichorus, Γηρυονηΐϲ?, and other pieces? The Oxyrhynchus Papyri. 1967. Vol. 32. P. 1–29.
Merkelbach, West 1967
R. Merkelbach, M. L. West (eds.). Fragmenta Hesiodea. Oxford: Clarendon Press, 1967.
Osborne 2009
R. Osborne. The narratology and theology of architectural sculpture, or What you can do with a chariot but can't do with a satyr on a Greek temple. P. Schultz, R. von den Hoff (eds.). Structure, image, ornament: architectural sculpture in the Greek world. Pro-ceedings of an international conference held at the American school of classical studies, 27–28 November 2004. Oxford; Oakville, CT: Oxbow books, 2009. P. 2–12.
O'Sullivan, Collard 2013
P. O'Sullivan, C. Collard. Euripides: Cyclops and major fragments of Greek satyric drama (Aris & Phillips Classical Texts). Oxford: Oxford University Press, 2013.
Padgett et al. 2003
J. M. Padgett, W. A. P. Childs, D. S. Tsiaphake. The centaur's smile: the human animal in early Greek art. Princeton: Princeton University Art Museum, 2003.
PCG
R. Kassel, C. Aus-tin (eds.). Poetae Comici Graeci. Vol. 1–8. Berlin, New York: De Gruyter, 1983–2022.
Shaw 2014
C. A. Shaw. Sa-tyric play: the evolution of Greek comedy and satyr drama. Oxford; New York: Oxford University Press, 2014.
Storey 2005
I. C. Storey. But comedy has satyrs too. G. W. M. Harrison (ed.). Satyr drama: tragedy at play. Swansea; Oakville, CT: Classical Press of Wales, 2005. P. 201–218.
Swift 2015
L. Swift. Stesichorus on stage. P. J. Finglass, A. Kelly (eds.). Stesichorus in Context. Cam-bridge: Cambridge University Press, 2015. P. 125–144.
West 1979
M. L. West. The Prometheus trilogy. Journal of Hellenic Studies. 1979. Vol. 99. P. 130–148.
West 2007
M. L. West. In-do-European poetry and myth. Oxford: Oxford University Press, 2007.
West 2011–2013
M. L. West. Hel-lenica: selected papers on Greek literature and thought. Vol. 1–3. Oxford; New York: Oxford University Press, 2011–2013.
Ключевые слова
«Страсти Перпетуи и Фелицитаты», Ревокат, мартирология
E-Library.ruScopusCrossRefКиберЛенинкаВАКERIH Plus