Использование глагольных форм для структурирования нарратива и маркирования текстов различных жанров в диалектах хантыйского
В статье рассматриваются нарративные стратегии самого восточного, ваховского диалекта хантыйского языка в сопоставлении с нарративными стратегиями других хантыйских диалектов.
Под дискурсивными функциями глагольных форм в нарративе понимается такое использование аспектуальных, темпоральных или эвиденциальных форм, которое предопределяется не их грамматической семантикой, а необходимостью маркировать определенное положение того или иного текстового фрагмента в общей структуре нарратива. Для целей настоящего исследования важны следующие дискурсивные функции:
— секвентная: в хронологической последовательности описываются следующие друг за другом ситуации, относящиеся к основной линии повествования;
— интродуктивная функция: как правило, в тексте особым образом маркируются глагольные формы в начальном, вводном фрагменте, где вводятся основные персонажи, приводятся их «анкетные данные», также может излагаться краткая предыстория.
Однако у глагольных форм в нарративе может быть и другая функция, а именно — противопоставление текстов разных жанров (в фольклорных и персональных нарративах используются разные глагольные формы).
Хорошим примером языков, где глагольные формы используются, с одной стороны, для структурирования нарратива, с другой стороны, для противопоставления текстов разных жанров, являются самодийские языки. В них достаточно четко выделяется интродуктивный фрагмент и представлено бинарное разделение на фольклорные и персональные нарративы. При этом для обско-угорских языков, в том числе для основного массива хантыйских диалектов, такое использование глагольных форм не характерно. Это показало рассмотрение текстов на обдорском диалекте (представляющем северную диалектную общность) и сургутском диалекте (представляющем западную часть восточной диалектной зоны). На этом фоне выделяются говоры ваховского диалекта, в которых глагольные формы используются как для структурирования нарратива (особое маркирование интродуктивного фрагмента), так и для типологически редкого противопоставления трех жанров: исторического предания, сказки и персонального нарратива. Такое троичное противопоставление маркируется также в самом северном, среднетазовском диалекте селькупского. Примечательно, что это троичное противопоставление было зафиксировано именно в материалах из с. Корлики: они представляют ту часть ваховского диалектного ареала, которая ближе всего расположена к территориям, освоенным северными селькупами (пути миграций которых на север пролегали в том числе и через бассейн Ваха).